«Партнерство ради эффективности»

Интервью с Президентом «Ассоциации Аграрных Перевозчиков Украины

Интервью с Президентом «Ассоциации Аграрных Перевозчиков Украины»
(АПУ) Кучеровой Яниной Владимировной

 

 

 

 

 

 

 

1. Янина Владимировна, расскажите о текущей ситуации на рынке агрологистики?

Так сложилось, что на сегодняшний день 70% рынка перевозок приходится на обеспечение грузопотоков железнодорожным транспортом, остальные 30% грузоперевозок сельскохозяйственной продукции приходится на автомобильный транспорт. В свою очередь, на рынке автоперевозок аграрной продукции 70% рынка занимают мелкие автохозяйства, которые насчитывают до пяти единиц транспорта, 30% рынка всех заказов сельхозпроизводителей принадлежит средним автопаркам от пяти до двадцати автомобилей и крупным транспортным компаниям, которые насчитывают свыше двадцати единиц автомобилей.

 

2. Какова техническая оснащенность автопарка в целом накануне посевной кампании 2013 года?

В целом оснащенность неплохая. Нужно отметить, что за последние три года около 60% транспортных компаний провели обновление транспортного парка за счет замены старых тягачей МАЗ, КАМАЗ на иномарки типа SCANIA, MAN.

 

3.Стоимость топлива, содержание автопарка, ремонтные работы и ТО дорожают из годав год. Как отражается удорожание транспортных статей затрат на стоимости транспортных услуг?

Да, перечисленные факторы содержания грузового автопарка достаточно дорогостоящая инвестиция. Но, за счет полного дерегулирования  агрологистического рынка и конкуренции со стороны железнодорожного транспорта, стоимость транспортных тарифов растет не так быстро. На сегодняшний день стоимость грузоперевозок составляет около 10% в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции.

 

3. Как складываются взаимоотношения между участниками рынка агроперевозок?

Объясню структуру самого рынка и участвующих в нем субъектов. Кроме компаний – перевозчиков, которые являются владельцами транспортных средств, существуют экспедиторские компании, оказывающие только посреднические услуги по поиску грузов и транспорта. До сих пор отсутствует какой-либо механизм регулирования в плане гарантии платежей от таких посреднических структур. Каждый перевозчик вынужден самостоятельно минимизировать риски неплатежей. Что касается технико – экономических составляющих агрологистики, то опять нельзя привести какие-либо системы, которые функционируют системно и упорядочивают рынок агрологистики. Сфера агроперевозок на сегодняшний день разрознена, что способствует ценовым колебаниям в пиковые моменты посевных и уборочных сельхозкампаний, недобропорядочной конкуренции, демпингу и непрофессиональному отношению со стороны исполнителей перевозок.

 

4.Что Вы имеете в виду?

Например, когда небольшое предприятие стремится «перехватить» заказ на перевозку, одной из недобропорядочных стратегий является искусственное снижение стоимости транспортировки, говоря профессиональным сленгом – «перевозчик падает в цене». Менеджер заказчика, естественно «клюет» на заманчивое предложение и может отказаться от автомобиля другого перевозчика, который чуть подороже. Далее происходит следующее – авто компания, которая искусственно занизила цену, повышает ее. И новая цена может быть выше той, от которой отказался заказчик. Но так как клиент фактически попал «в ловушку» не получить автомобиль под загрузку вообще, ему приходится соглашаться и переплачивать.

 

5. Но как можно избежать данной ситуации? Ведь рынок немаленький, и проконтролировать каждого участника довольно просто невозможно!

Да, рынок насчитывает порядка 3000 украинских предприятий, обеспечивающих перевозки агропродукции. Поэтому созрела необходимость создания механизма регулирования взаимоотношений между участниками, защите интересов каждого и, самое главное, гарантии работы и своевременной оплаты за нее.  Именно с этой целью я объединилась с партнерами и создала Ассоциацию «Аграрных Перевозчиков Украины» – Ассоциация «АПУ».

 

6. Как к Вам пришла идея создания Ассоциации Аграрных Перевозчиков Украины?

Я работаю на сельскохозяйственном рынке с 2000-х годов. У меня была компания, которая занималась закупкой сельскохозяйственной продукции, семян подсолнечника. Одной из проблем бизнеса была задача логистического обслуживания грузопотока, своевременная подача транспортных средств под загрузку, маршрутизация, координация и диспетчеризация перевозчиков. Компания динамично развивалась, и я не могла найти себе единого транспортного партнера, который мог бы оперативно решать поставленные задачи агроперевозок. Поэтому в 2001 году я создала портал МТС – Агро – специализированный интернет ресурс, целью которого является объединение участников аграрного рынка.

 

7. Получается, Вы опять опередили время?

Да, мой проект в чем-то опередил время. Так как в тот период еще даже не во всех населенных пунктах существовал интернет, а портал уже работал и координировал участников агрорынка.

 

8. Какие первоочередные цели стоят перед Ассоциацией «АПУ»?

Я инициировала создание такого объединения профессиональных игроков рынка агроперевозок, которое, с одной стороны, способствовало координации и регулированию взаимоотношений между субъектами агрорынка: товаропроизводителями, товарополучателями, перевозчиками, транспортно-экспедиторскими компаниями. С другой стороны, перевозчикам, особенно малым компаниям необходимо объединить усилия, чтобы увеличить эффективность выполнения транспортных работ, повысить качество обслуживания  грузовладельцев.

 

9. Кто больше всего заинтересован в создании Ассоциации?

Естественно, малые транспортные компании. Так как вступление в члены Ассоциации дает им защищенность в виде постоянных контрактов на перевозки, гарантию платежей за выполненную работу, представление интересов в государственных органах, содействие в решении проблем. А проблем в агрологистическом бизнесе хватает! Поэтому мы сразу привлекли в Ассоциацию партнеров – Банк «Финансы и кредит», страховую компанию «Гарант-Авто», юридическую компанию «Адвокатская группа АРТЕММЕР», чтобы помочь минимизировать риски бизнеса нашим участникам.

 

10. А какую выгоду получат грузовладельцы?

Объединение усилий по решению логистических задач агроперевозок помимо повышения качества услуг минимизирует дефицит наличия транспорта в пиковые периоды, что особенно важно для сельскохозяйственных предприятий. Таким образом, создание Ассоциации Аграрных Перевозчиков Украины выгодно всем участникам рынка и позитивно отразится на их взаимоотношениях.

В целом деятельность Ассоциации аграрных перевозчиков подчинена созданию условий для оказания грузовладельцам и другим деловым партнерам высококачественных транспортных и логистических услуг, от которых зависит своевременное, сохранное и экономичное перемещение сельскохозяйственных грузов внешней и внутренней торговли нашей страны.

 

                                                                                          Президент Ассоциации «АПУ»
Янина Кучерова