Янина Кучерова, президент Ассоциации аграрных перевозчиков Украины

kucherova

По оценке специалистов, начало сезона сельскохозяйственных работ 2013 в Украине ознаменовалось рядом проблем: постоянные налоговые нововведения, минимальная государственная поддержка для сельскохозяйственных предприятий, неотрегулированные земельные отношения, которые уже в начале сезона привели к ряду противоречий, дорогие кредиты.

Отдельного внимания заслуживают вопросы, связанные с инфраструктурой и логистическим обеспечением предприятий агрорынка.

Из года в год руководители департаментов логистики агропредприятий сталкиваются с идентичными проблемами: дефицит транспорта в пиковые периоды сельхозкампаний, некачественное и несвоевременное предоставление услуг со стороны агроперевозчиков, несвоевременность доставки продукции, колебания транспортных тарифов, срывы подач автотранспорта в согласованные даты под загрузку, непрогнозируемые риски. В итоге: помимо экономического ущерба и недополучения прибыли агропроизводителями, возникает возможность дефицита сельскохозяйственной продукции на прилавках торговых точек, удорожание сельскохозяйственной продукции для населения, т.е. для нас с вами.

С другой стороны, для агроперевозчиков также существуют риски: отсутствие плановых заказов на перевозку продукции, неравномерность распределения транспортных заказов, а также риски неплатежей за оказанные транспортные услуги.

Что же делать? Возможно ли управлять хаотичным рынком автомобильных агроперевозок? Одним из вариантов решений было предложение создания структуры,  нивелирующей риски для производителей аграрной продукции и гарантирующее решение проблем агроперевозчиков. Такой структурой выступила «Ассоциация аграрных перевозчиков Украины», которая взяла на себя функцию интегратора и инициатора объединения участников агрорынка для выработки эффективных решений с учетом интересов всех участников рынка.

pic-22071

Заняв активную организационную позицию и взяв курс на экономическую эффективность участников агрорынка, Ассоцивация АПУ презентовала некоторые инициативы и рабочие программы в рамках Всеукраинской конференции «Партнерство ради эффективности» и на круглом столе «Агрологистика: задачи и эффективные решения для сельхозпроизводителей». Так, в частности президент Ассоциации АПУ Кучерова Янина Владимировна презентовала инновационную технологию контроля доставки сельхозпродукции — «3D диспетчеризация». «На каждой точке выгрузки находится два ответственных человека: учетчик и диспетчер. Учетчик  контролирует заправку и загрузку автомобилей, выписывает путевые листы и следит за накладными бумагами. Диспетчер координирует движение автомобилей и распределяет их между точками разгрузки.  Исполнение всех функций контролирует начальник логистики. Благодаря такой системе контроля не возникает задержек с автотранспортом и проблем с грузом», — отметила Янина Кучерова.

Кроме эффективности доставки агропродукции, Ассоциация АПУ подняла более глубокие проблемы инфраструктуры.

pic-22073

1. Маленькая мощность элеваторов – с одной стороны, задерживает обработку зерновых, с другой стороны — провоцирует очереди автотранспорта на элеваторах.

2. Технико-технологические задачи – на сегодняшний день остро ощущается дефицит в подвижном  составе типа «сцепка» грузоподъемностью 17тонн, что приводит к проблемам вывоза и порчи продукции. Кроме того, остро стоит вопрос технического состояния и обновления всего транспортного парка, обслуживающего внутренние грузовые автоперевозки. Основная проблема заключается в том, что существующие коммерческие тарифы не дают возможности насчитывать амортизационные отчисления на восстановление и обновление транспортного парка в целом. Фактически, агроперевозчики работают на полностью истощенном ресурсе. И если на проблему не обратить внимание, то ее последствия будут достаточно ощутимы и скажутся на несвоевременном сборе урожая.

3. Состояние автодорог, подъездных путей и инфраструктуры трасс – достаточно емкая задача. Разбитые дороги создают угрозу не только непосредственному осуществлению перевозок, но и безопасности жизни людей.

Однако, источник проблемы состояния автодорог намного глубже – на сегодняшний день заказчики агрохолдингов формируют транспортные тарифы на перевозку с учетом перегруза. Перегруз автомобиля во время загрузки дает отправителю одновременно несколько преимуществ – минимизация транспортных издержек, максимизация прибыли, снижение затрат на вспомогательные операции, экономия на хранении продукции.

pic-22074

Средняя цена транспортировки для перевозчика – 0,81грн т/км. Для третьей категории частных предпринимателей, которая составляет 80% общего транспортного ресурса, стоимость перевозки составляет 1620,00грн на 100км. Из них прямые затраты на организацию рейса:

980,00грн – затраты на ДТ

100,00грн – заработная плата водителю

300,00грн – амортизация автомобиля

81,00грн – единый налог (5%)

Итого:  1461,00грн – сумма затрат на кругорейс

Прибыль составляет не более 139,00грн от одного кругорейса!  Поэтому, владелец транспортной компании также заинтересован в увеличении загрузки автомобиля с целью увеличения суммы общего фрахта.

В итоге мы получаем следующую макроэкономическую проблему нашей страны — ухудшения состояния автодорог из-за сверхнормативной загрузки транспортных средств. В этом году проблема перегрузов стоит настолько остро, что мы уже имеем несколько прецедентов с забастовками транспортников. Хотя забастовка – это не выход из сложившейся ситуации, а повод привлечь внимание к назревшей проблеме. Мы понимаем, что сейчас разгар сезона, наши транспортные ресурсы нужны сельхозпроизводителям, так как проблема наличия и технического состояния парка транспорта на Украине усугубляется из года в год. Поэтому еще большее сокращение количества поданных под загрузку автомобилей, вызванное забастовкой,  повлечет несвоевременный вывоз, порчу и в итоге может привести к дефициту сельхозпродукции у конечных покупателей, т.е. нас с вами.

Поэтому существующую проблему перегрузов нужно решать комплексно с учетом интересов всех участников агрорынка. Прежде всего, сами заказчики не должны экономить на перевозке продукции. А для этого нужно применять инновационные методы, которые позволят поднять урожайность зерна с гектара. Так, например, урожайность мягкой пшеницы в странах ЕС составляет 55 ц/га, а в некоторых наших хозяйствах всего лишь 15ц/га.

Так как Ассоциация АПУ выполняет функцию представления интересов и регулирования отношений между участниками агрорынка, мы в свою очередь, сейчас работаем над  формированием предложения для введения индикативных тарифов на перевозки

pic-22076

Это только один небольшой пример интеграции усилий по выработке единого решения. Поэтому первоочередная задача Ассоциации АПУ – объединение в единую платформу участников агрорынка – производителей сельскохозяйственной продукции, представителей крупнейших агрохолдингов Украины, транспортные агрологистические компании, экспертов рынка.

В итоге, при сотрудничестве с Ассоциацией аграрных перевозчиков Украины участники получают синергический эффект взаимодействия. Грузоотправители получают решение насущных производственных задач:

  • гарантия надежности партнеров по перевозкам;
  • гарантия наличия необходимого количества автотранспорта за счет своевременного совместного планирования и распределения транспортной работы;
  • специальные экономические условия сотрудничества;
  • специальные предложения для партнеров Ассоциации;
  • внедрение наилучших апробированных решений международной и национальных практик организации  процесса ароперевозок с максимальной экономической эффективностью для заказчиков перевозок.

В свою очередь, агроперевозчики получают следующие преимущества от вступления и партнерства с Ассоциацией:

  • гарантия работы и постоянных заказов на перевозки;
  • гарантия надежности платежей за перевозки;
  • специальные условия на юридическое и консалтинговое обслуживание от партнеров Ассоциации;
  • специальные условия на банковские услуги;
  • скидки на зап части и техническое обслуживание автомобилей;
  • специальные условия на закупку топлива.

Для всех участников Ассоциация является реальной платформой для обмена контактами, опытом, выработкой общих эффективных решений по оптимизации логистических задач агрорынка.