Агрохолдингам и аграрным перевозчикам пришлось находить эффективные антикризисные решения и выстраивать отношения с учетом сложившихся внешних факторов. Ассоциация аграрных перевозчиков Украины (ААПУ) подвела первые внутренние итоги Агро2014, о которых рассказала Президент ААПУ Кучерова Янина Владимировна.

Сельскохозяйственная кампания 2014 года была сложной для всех участников аграрного рынка Украины.
Янина Кучерова
Президент Ассоциации аграрных перевозчиков Украины

Янина Владимировна, какие особенности уборочной кампании 2014?

– При организации логистического обеспечения участников агрорынка в текущем сезоне 2014 мы фиксировали традиционные проблемы агрологистического рынка, среди которых можно выделить:

  1. дефицит автомобильного и железнодорожного транспорта в пиковые периоды сельхозкампаний,
  2. несвоевременная оплата агроперевозчикам,
  3. некачественное и несвоевременное предоставление услуг со стороны агроперевозчиков,
  4. несвоевременность доставки продукции,
  5. колебания транспортных тарифов,
  6. срывы подач автотранспорта в согласованные даты под загрузку,
  7. дефицит специализированных сцепок 17 тонн,
  8. непрогнозируемые риски, связанные с изменением климатических условий.

Следует отметить, что в этом году ситуация с количеством и качеством транспортного парка усложнилась военными действиями в зоне АТО – часть автомобилей попали под мобилизацию. Около 23% транспортных средств, обслуживающих агрорынок, фактически выпали из общего ресурсного пула по причине сложного финансового положения собственников автомобилей. Валютные колебания привели к резкому скачку цен на дизельное топливо, а также сервисную инфраструктуру – стоимость запчастей на грузовые автомобили возросла, что также неблагоприятно отразилось на структуре транспортных парков аграрных перевозчиков. При этом тарифы агрохолдингов, хотя и повысились, но относительно роста курса валюта, не обеспечили необходимую норму рентабельности, особенно по статье амортизации грузовой техники. Поэтому операционный год был достаточно тяжелым для исполнителей транспортной работы. Не улучшилась ситуация с качеством магистральных автодорог и подъездных путей к полям и элеваторам, что также затрудняло обеспечивать надлежащий уровень сервиса агрохолдингам в части своевременной подачи автомобиля под загрузку и выгрузку – из-за метровых ям автомобилям порой приходилось буксовать по несколько часов на подъезде. Ассоциация зафиксировала порядка 137 случаев, когда груженый автомобиль сходил с трассы и переворачивался в кювет из-за состояния автодорог. И это только заявленные случаи!

Как вы оцениваете ситуацию со своевременным вывозом аграрной продукции?

Согласно статистике ААПУ, потери при сборе урожая именно вследствие дефицита транспортных средств и несвоевременного вывоза продукции с полей составляли 10% в 2012 – 2013году. По предварительному анализу ситуации 2014года, потери составят не менее 11%. И это при том, что урожай кукурузы в 2014 году составил 28млн тонн, что на 18% больше, чем в 2013году. Урожай зерновых в 2014 году также возрос по сравнению с 2013 годом на 7,3% и по прогнозам составит 64,4млн тонн.  В ситуации, когда в стране объявлена АТО и все силы мобилизированы на защиту и сохранения ресурсов такая ситуация с обеспечением вывоза и сохранности сельхозпродукции просто недопустима!

Какие действия предприняла Ассоциация аграрных перевозчиков в данной ситуации?

В начале сезона 2014 на Втором Всеукраинском форуме Ассоциации аграрных перевозчиков Украины была презентована модель Единой агрологистической системы (ЕАЛС), внедрение которой было поддержано как профильными ведомствами — Министерством инфраструктуры, Министерством экономики, Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, так и прямыми участниками аграрного рынка. В течение уборочной кампании 2014 ЕАЛС проходила тестирование в крупных агрохолдингах. При этом тестовая модель ЕАЛС устанавливалась абсолютно бесплатно с целью анализа как преимуществ, так и недостатков в процессе автоматизации выполняемых задач.

В чем преимущества работы в ЕАЛС?

Прежде всего целью внедрения ЕАЛС является обеспечение прямой операционной  взаимосвязи между агрохолдингами и аграрными перевозчиками, что в итоге приводит к уменьшению себестоимости перевозки, снижению транспортных тарифов, улучшения качества обслуживания сельхозпроизводителей, своевременную подачу транспортных средств под загрузку, контроль за графиком движения грузового автомобиля. Над созданием ЕАЛС работают лучшие отечественные и международные специалисты. Нам удалось создать инновационное решение для участников агрорынка, аналога которому не существует не только в Украине, но и пока во всем мире.

Каким образом достигаются перечисленные параметры?

При создании программного продукта ЕАЛС специалисты ААПУ придерживались главного – сделать рабочие процессы по поиску и подписания заявки на автомобиль прозрачными и надежными для всех участников логистического процесса. Единая агрологистическая система позволяет автоматизировать и решить следующие задачи:

  1. Минимизация плеча подачи грузового автомобиля в место загрузки – заложенный алгоритм решения траснпорной задачи позволяет разбить все сельскохозяйственные районы на технические зоны и обеспечивать подачу в первую очередь тех транспортных средств, которые находятся на самом коротком расстоянии, постепенно двигаясь к порожнему транспорту, который более удален от точки загрузки. Это позволяет уменьшить расстояние порожнего пробега, снизить себестоимость перевозки и минимизировать тариф для агрохолдингов. Для агроперевозчиков такое решение позволяет увеличить оборачиваемость транспортного средства на маршруте, увеличить количество результативных рейсов, и, следовательно, увеличить прибыльность за сезон.
  2. Единая агрологистическая система ориентирована на решение специфических задач агрорынка, когда водитель не может быть постоянно на связи ни с логистическим отделом заказчика, ни с диспетчером. Увы, но в 21 веке в Украине не все районы оснащены качественной мобильной связью и свободным интернетом. А решение текущих задач по обеспечению контроля за перевозками требует постоянного информационного обмена между водителем и заказчиком. Поэтому ЕАЛС обеспечивает непрерывную автоматическую связь участников агрорынка.
  3. Единая агрологистическая система решает задачи сквозного ценообразования на транспорте и соответствующей тарификации перевозок. Для агрохолдингов важно прогнозировать затраты еще на этапе планирования уборочной кампании, то есть месяца за 2-3 до ее фактического начала. ЕАЛС как раз позволяет согласовать финансовые условия с исполнителями транспортной работы заблаговременно.
  4. Агрохолдингам также необходимо понимать возможный транспортный ресурс, необходимый для вывоза сельхозпродукции. ЕАЛС позволяет не только спланировать необходимое количество транспортных средств, но и вносить корректировки по мере созревания урожая и изменения первоначальных плановых показателей.

Расскажите про инновационные возможности ЕАЛС?

Мы планируем внедрить модуль электронной подписи для пользователей ЕАЛС, что ускоряет рабочие процессы и автоматизирует принятие решений для участников транспортного процесса. Кроме того, опять же, исходя из профессиональной специфики рынка, обеспечить бумажный документооборот из кабины водителя технологически невозможно, поэтому приходится привлекать посредника в виде ТЭК, который удорожает стоимость перевозки для агрохолдинга, но никакой добавочной ценности не создает.

Предусмотрены ли стандарты обслуживания пользователей ЕАЛС?

Для удобства пользователей системы разработчики ЕАЛС предусмотрели несколько стандартных пакетов. Например, один из пакетов предусматривает поиск транспортных средств согласно рассчитанному критерию оптимальности и оперативную взаимосвязь уровня «перевозчик – заказчик». Другой стандарт обслуживания системы, который пользователь выбирает самостоятельно, включает дополнительный «ручной» сервис со стороны транспортно-экспедиционной компании (ТЭК), которая выполняет функцию сопровождения и создание дополнительной пользы в виде координации водителя и решения сопутствующих вопросов, возникающих в ходе перевозки. Таким образом, ЕАЛС координирует взаимосвязь «заказчик – ТЭК – перевозчик». При этом пользователь поменять выбранный пакет обслуживания на такой, который максимально удовлетворяют его потребности в данный период.

На каком этапе создания ЕАЛС?

В период уборочной кампании 2014 ЕАЛС в тестовом режиме была предложена нескольким агроходнингам и агроперевозчикам в качестве бесплатного бонуса от Ассоциации аграрных перевозчиков Украины. Ассоциация АПУ не только координировала работу транспортных средств, но и ежедневно отслеживала пользование Единой агрологистической системой в действии. В процессе апробации модели были выявлены как положительные моменты, оптимизирующие работу агрохолдингов, так и недочеты. Но мы сразу же получили обратную связь от пользователей системы, на основании которых я с уверенностью могу заявить, что система рабочая и эффективная для всех участников агрологистического процесса. В данный момент специалисты ЕАЛС проводят анализ и экспертную оценку первого года практического использования ЕАЛС. После чего будут устранены недостатки и завершена финальная версия ЕАЛС, готовая к установке.

Когда планируется запуск?

Запуск ЕАЛС запланирован перед началом уборочной кампании 2015, ориентировочно на март месяц 2015года.

Как будет проходить этап внедрения?

Ассоциация АПУ запланировала мягкий старт с последующим внедрением на предприятия участников аграрного рынка. Агрохолдинги и аграрные перевозчики получат доступ к уникальному инструменту ЕАЛС, который позволит обеспечить оперативное взаимодействие на всех организационных уровнях, эффективный контроль всех этапов отгрузки и транспортировки, а также минимизировать  издержки на агрологистику.

Пресс-департамент Ассоциации аграрных перевозчиков Украины