Прогнозируемый едва ли не 57-миллионный вал зерновых делает актуальной проблему логистики. Сможем ли мы вывезти с полей такое количество зерновых? Этот вопрос мы адресовали президенту Ассоциации аграрных перевозчиков Украины Янине Кучеровой.
«На сегодня техники достаточно, нехватки пока не ощущается, и, думаю, недостатка именно автомобильного транспорта для перевозки зерновых не будет, – подчеркнула Янина Владимировна. – Говоря об этом, я учитываю и то, что в нынешнем году многие сельхозпроизводители отказались от выращивания сахарной свеклы, а для ее уборки требуется значительно больше автотранспорта, нежели для кукурузы. С учетом того, что все эти транспортные средства привлечены на уборку ранних и поздних зерновых, недостатка автомобильного транспорта во время уборочной кампании не ощущалось. Но коллапс на этом рынке обусловила другая проблема – проблема перегрузов.
Пунктов весового контроля стало намного больше, а весовой контроль производит контроль перегрузов прямо с поля. Соответственно отреагировала и ГАИ. При этом мы получили цену на пару копеек ниже по сравнению с прошлым годом. В связи с усилением контроля перегрузов мы имеем следующую картину. Если взять расценку, которую нам в целом дали все агрохолдинги, и погрузить 24 тонны в автомобиль надлежащим образом, то получится, что каждая машина работает себе в убыток. Поскольку стоит автомобиль от 300 тыс. грн, ни один предприниматель не станет заниматься заведомо убыточным бизнесом. Мы видим, что около 20 % перевозчиков по этой причине уже отказываются возить зерно. Они ставят машину и считают, что в течение какого-то времени им выгоднее простоять. При загрузке в 24 тонны на сегодня работать действительно невозможно. Если данная проблема не решится, то мы прогнозируем серьезный коллапс на этом рынке. Как только возникла проблема перегруза, то найти автомобиль для того, чтобы перевозить зерно в порт, где сосредоточены все весовые контроли, на сегодня практически невозможно. Фрахт уже вырос с 9,5 грн / км до 12 грн / км. При этом перевозчик по такой цене еще и не едет. Для того чтобы можно было работать на этом рынке, должны подняться цены на перевозки. Это не будет сверхприбыль, а просто рентабельность. Выход, полагаем, заключается в том, чтобы возложить ответственность за перегруз на заказчика. Водитель, везущий груз, не будет заинтересован решать проблемы заказчика в дороге. Если заказчик перегрузил автомобиль, а представитель ГАИ остановил его, – штраф должен приходить заказчику. Полагаю, так бюджет станет пополняться быстрее, нежели сейчас. Соответственно заказчик будет вынужден дать адекватную расценку на перевозку зерна. Понимаем, что и у заказчиков есть свои проблемы. Но все же мы предлагаем решать их не за счет перевозчиков, а посредством применения новых технологий выращивания зерновых, добиваясь повышения урожайности. Тогда рынок станет более стабильным.
Думаю, что рынок отреагирует в любом случае и цены на перевозку поднимутся. Как бы то ни было, большой урожай – это хорошо. Он стимулирует стремление к принятию определенных решений. Мы сейчас работаем над формированием предложения для введения индикативных тарифов на перевозки. Проблемы перевозчиков нужно будет решать. Думаю, что выход однозначно будет найден».